Нелегкие времена переживает сегодня индустрия компьютерных игр в России: то и дело обнаруживается причастность различных «стрелялок» к преступлениям среди несовершеннолетних.
И если история со стрельбой в московской школе не подтвердила безусловное влияние игр на малолетнего преступника, то, как минимум, привлекла внимание к этой связке: «дети-оружие». И дискуссии относительно этого вопроса сегодня остры, как никогда. С одной стороны, результаты опросов показывают, что зачастую для подростков такая разновидность компьютерных игр – лишь способ снять стресс, расслабиться, а с другой, противовесом, – экспертная уверенность в том, что такой вид развлечений находится в прямой зависимости от роста агрессии в молодежной среде. Но недавно, помимо психологической дилеммы, вокруг компьютерных игр на военную тематику, развилась и другая, не менее острая дискуссия – дидактическая.
Все дело в том, что в сегодняшние времена полной свободы информации и уж тем более, способов распространения этой информации, разработчики компьютерных игр не гнушаются преподносить те или иные исторические события совершенно с любого ракурса. И, предоставляя различные возможности для игрока, тем самым, грубо нарушают реальный ход истории, допуская буквально издевательское отношение к событиям.
Прецедентов было несколько. Например, недавняя история с игрой «Company of Heroes 2» («Команда героев 2»). Негодование пользователей вызвали моменты, в которых, по их словам, советским солдатам приходится сжигать дома своих соотечественников, расстреливать партизан и вести другие действия подобного рода. Или еще один пример: в онлайн-игре «World of tanks» («Мир танков») пользователям предоставляется возможность играть на стороне Германии и расстреливать русский Т-34 из кабины немецкого «Тигра».
Первый случай доказал, что и среди российских геймеров есть сознательные граждане, чтящие историю своей страны. Сообща, российские геймеры подписали массовую петицию и вынудили разработчика прекратить продажу игры на территории России. Но далеко не всегда удается бороться с этим явлением на уровне простых пользователей.
Парламентарии уже отреагировали на этот вопрос. Вот как его комментирует депутат Государственной Думы, руководитель Волгоградского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Олег Михеев, чей недавний законопроект о запрете продажи компьютерных игр с чрезмерной жестокостью нашел отклик у наших сограждан:
«Как ответственные за собственное будущее люди, мы должны контролировать ту информацию, которую получают в процессе обучения наши дети. Я не имею в виду жесткое подавление любого интереса к чему-то, якобы, неугодному – нет. Как минимум, мы должны следить за качеством этой информации. И такой вид развлечений, как компьютерные игры на историческую и военную тематику – один из немногих аспектов, на которые следует обращать внимание: через них ребенок получает представление о том, как все было. И, конечно, зачастую разработчики таких игр ставят в приоритет вовсе не истинность излагаемых событий, а зрелищность, кровавость и все то, ради чего миллионы мальчишек непременно побегут в магазин за этой игрой. Я хочу сказать, - сейчас не тот момент в истории нашего государства, когда мы можем смотреть на эти с виду незначительные вещи сквозь пальцы. Мы должны возрождать и поддерживать дух патриотизма в своих детях – они забывают, что это такое. Эту же цель я преследовал и в своем законопроекте об оскорблении патриотических чувств – нельзя допускать свободного, попустительского отношения к знаковым для нашей Родины событиям».