Главная / Новости / Политика /
Олег Михеев: «Жестокие компьютерные игры – приравнять к продукции секс-шопов!»
04 февраля 2014 г.

Компьютерные игры и программы, снабжённые маркировкой «18+», должны продаваться только в специально отведённых местах, доступ в которые детям категорически воспрещён. 

По мнению депутата Госдумы Олега Михеева, это позволит избежать повторения трагедии, разыгравшейся 3 февраля в столичной школе, где старшеклассник с оружием расстрелял учителя и полицейских. Соответствующие поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предложены парламентарием на рассмотрение Госдумы.

Фактически речь идёт о том, чтобы приравнять компьютерные программы и игры категории «18+» к продукции секс-шопов.

Комментируя свою инициативу для СМИ, Олег Михеев отметил, что предлагаемые меры относительно либеральны по сравнению с западным опытом в части регулирования такой продукции.

- Жуткая трагедия с расстрелом учителя и полицейских учеником столичной школы снова ставит перед нами вопрос о необходимости запрета жестоких компьютерных игр. Данные психологической экспертизы ещё не готовы, однако одноклассники школьного стрелка уже сообщают, что тот был плохо социализирован и увлекался компьютерными играми. Да и сам расстрел произошёл по классическому американскому сценарию, когда наигравшийся в «стрелялки» школьник приносит в альма матер отцовское ружьё. 

Если не принять срочные меры, эпидемия таких расстрелов грозит захлестнуть Россию гораздо в большей степени, чем Америку, потому что в отличие от европейского или американского наше законодательство не предусматривает никакого ограничения на жестокие компьютерные игры! Первые «звоночки» - дела майора Дениса Евсюкова, расстрелявшего посетителей столичного супермаркета в 2009 году, и дело юриста Дмитрия Виноградова, расстрелявшего коллег в 2012 году в Москве. Напомню, что оба они увлекались жестокими компьютерными играми Manhunt («Охота на человека») и «Call of Duty» («Зов долга»). Первая из них на Западе вообще запрещена к распространению!

Вред жестоких компьютерных игр сегодня не оспаривается большинством психологов, нейропсихологов и нейрофизиологов. Исследования показали, что злоупотребление играми приводит к замедлению бета-ритмов — то есть активности лобных долей головного мозга. Это делает человека более управляемым. Наиболее разрушительное действие это оказывает на психику детей и подростков, у которых развитие нервной системы ещё не завершено, а ведь «игрушками» часто увлекаются именно несовершеннолетние! Специалистам хорошо известен «синдром Вельда» - получение психологического допуска на агрессию после многократного её воспроизведения в фантазиях, или же в виртуальной реальности. Не исключено, что именно это повлияло на психику юноши, устроившего расстрел в школе в Москве.

По действующему законодательству, компьютерные игры с маркировкой «18+» не должны продаваться несовершеннолетним, однако на практике этот запрет часто нарушается. Поэтому я считаю необходимым вообще запретить допуск детей в помещения, где происходит торговля такой продукцией. По аналогии с секс-шопами: ребёнок в зале – «красный» сигнал для охранника. Секьюрити должны привыкнуть не допускать детей в залы с этой продукцией. Иначе этим же охранникам однажды придётся решать дилемму, которая встала перед охранником столичной школы: жертвовать жизнью или пропустить подростка с оружием в здание.

Предлагаемые меры соответствуют мировой практике, которая подчас гораздо жёстче и допускает вообще полный запрет некоторых компьютерных игр к распространению. Так, жестокие игры запрещены в Бразилии, Германии, Греции, Австралии, Японии. Любимая игра юриста-убийцы Виноградова Manhunt давно под запретом в Германии, Австралии, Канаде, Новой Зеландии. Помимо прямого изъятия игр с рынка, применяются и более мягкие методы: например, строгая маркировка по возрастным группам или цензура отдельных сцен. Нельзя исключать, что Россия впоследствии придёт к более жёстким точечным мерам контроля за этой продукцией, а пока предлагаю принять заградительные меры «санитарного контроля». 

для большого экрана