Главная / Новости / Общество /
ФНС возьмёт под контроль базу данных всех россиян
25 мая 2020 г.

Что это значит и чем грозит?

Александр МихайловНа прошлой неделе Госдума приняла закон о создании единого федерального информационного регистра, в котором будут храниться данные о населении России: паспортные данные, ИНН, СНИЛС, информация об образовании, регистрации ИП и т.д. Администратором этой огромной базы данных станет Федеральная налоговая служба.

Что всё это значит и чем грозит россиянам, рассказал генерал-майор ФСБ Александр Михайлов в интервью «Общественной службе новостей». Он был первым заместителем начальника Информационно-аналитического управления, а также в своё время курировал информационно-технологическое управление, где создавался единый банк данных.

Фантасмагория тотальной слежки становится явью в России

Любой, кто читал материалы Викиликс и разоблачения Сноудена, невольно задумывается над тем, в каком мире мы живем. Созданная АНБ США система контроля за людьми и их умами выходит далеко за рамки романа Оруэла 1984.

Сегодня эта фантасмагория становится явью и у нас. Некоторое время назад мой коллега попросил для научного сборника подготовить статью по искусственному интеллекту в реализации права и правоприменительной деятельности. Замечу, что именно права граждан, гарантированных Конституцией! Что же сегодня реально происходит в нашей жизни? Цифра и новые технологии так вошли в нашу жизнь, что зачастую думаем – как раньше жили?  Карточки, базы госуслуг и прочее существенно облегчили наш быт. И вроде все движется к цивилизованному будущему.

Но так ли? Каков сегодня баланс соответствия всеобщей цифровизации глобальному накоплению данных и правам человека? Где тот рубеж, когда заканчивается место государства и начинается личное пространство гражданина?

За гражданами России ведут наблюдение практически все

Я начал служить, когда понятие компьютер и цифровизация были только в фантастических романах. И все мероприятия по вторжению в личную жизнь гражданина требовали серьезного обоснования. Прослушивание телефонных переговоров, помещений и даже ведение наружного наблюдения за объектом считалось самым острым мероприятием. Что происходит сегодня?

За нами как за гражданами России, имеющими права на личную жизнь, переписку, ведут наблюдение (я вывожу за скобки правоохранительные органы) практически все. Частные охранные предприятия, частные компании, занятые разработкой различного программного обеспечения, операторы сотовой связи, банки, кассы аэрофлота, ж/д вокзалов, даже продуктовые магазины, где мы приобретаем товары. Накапливается огромный массив информации о конкретном гражданине, затрагивающие особо охраняемые законом тайны – банковскую, медицинскую, тайну переписки, наших передвижений, телефонных переговоров. И как это используется (я снова вывожу за скобки правоохранительные органы, ограниченные законом) – никому не известно.

В условиях тотальной коррупции мы не гарантированы от того, и это реальность, что наши данные не находятся в чьих-то не очень честных руках. Не успел человек почить в бозе, как на пороге его квартиры барыги из частных ритуальных агентств, не успел зарегистрировать фирму, как десятки звонков из банков, которые моментально узнают о факте регистрации. Десятки звонков от каких-то никому не известных компаний на личный телефон, которые знают не только имя и фамилию, но и имущество, которым владеешь…

Недавно на одном семинаре была продемонстрирована система распознавания лиц. Она распознает не только наши лица, но и распознает наши банковские карты в кармане, а также проводки по ним. Большинство современных  технологических устройств, я имею в ввиду смартфоны и планшетные компьютеры,  позволяют определить не только своё местоположение через GPS, WiFi, или геопозицию по IP адресу, но и передать навигационные данные частным компаниям. Это что такое? По сути это несанкционированное нарушение личного пространства, защита которого гарантирована Конституцией РФ. Я уже говорил, что это реальность жизни. Но где инструменты, которые бы гарантировали защиту наших прав и свобод? На каком рубеже в цифровизации надо остановиться, сохранив баланс новых технологий и прав личности?

Единый регистр – реальная угроза

ФНС провела свои идеи через закон – это уже свершившийся факт. Только понимают ли наши избранники, что подобная инициатива представляет реальную угрозу. Сомневаюсь. Всегда для реализации таких хотелок привлекаются эксперты из числа «прикормленных». Они готовы объяснить все, что угодно. К тому же часто именно эти эксперты и получают из нашего кармана деньги на подобные разработки. Им важно освоить деньги. Им плевать на права человека, и даже на государственную тайну…По сути защищают свой бизнес. Это как?

Недавно были приняты поправки в законодательство о терроризме, которые вызвали бурную реакцию не только в обществе, но среди провайдеров и операторов связи. Я выступал резко против этих поправок в части накопления контента частных лиц (затея пустая, дорогая и бессмысленная). И моя позиция не изменилась. Более того – она подтверждена практикой.

Мы не знаем ни одного факта, чтобы эта норма позволила бы предотвратить теракт или иное преступление. Для розыска – да. Но для предотвращения – исключено… Но что любопытно в этой истории: один из участников продвижения этого закона получил 22 года за государственную измену как агент ЦРУ. Почему я на это обратил внимание? Потому что любое накопление информации в общих базах – это бомба замедленного действия. При разработке советского паспорта нового образца в 1974 было много предложений о включение в него дополнительных данных…В том числе о месте работы… Но всё ограничилось лишь небольшим пакетом сведений. Реально необходимых. И разработчики мотивировали это тем, что не надо делать из него досье на человека.

Сегодня полное досье на человека можно купить на черном рынке с базами практически всех государственных регистрирующих органов. От ГИБДД до базы таможни, базы данных местоположения абонентов сотовой сети, баз данных видеофиксации автомобилей у частных АЗС. В условиях цифровой технологии борьба с этим явлением обречена на поражение.

Более того, мы не знаем реальных случаев привлечения к уголовной ответственности лиц, «сливающих» эти базы, создавая угрозу личности. Усилия наших законодателей же направлены на то, чтобы еще шире распространить практику подобной цифровизации. При этом они тщательно охраняют собственные персоны, засекречивая данные о доходах и имуществе и вводя ответственность за оскорбление чиновников.

Кто будет проводить такие экспертизы – непонятно. Тем более, что неумный чиновник может посчитать оскорблением, если его назовут авторитетом. При этом все объясняется заботой о нас сирых. Типа, ради спасения человека, мы готовы пожертвовать своими правами. Демагогическое заявление, основанное на незнании законов об ОРД, Борьбе с терроризмом, Органах ФСБ и МВД. Везде права человека на первом плане. А спасать людей надо в рамках собственной компетенции, оперативного мастерства и навыков.

Замечу, что для оперативных работников и сегодня большая проблема к доступу к тем или иным сведениям, но для банков, частных охранных предприятий и иных фирм, не говоря о мошенниках из коллекторских агентств, проблемы нет. Более того, бандитские формирования с названием коллекторы имеют все! Все данные, о которых не может мечтать опер.

Полную версию интервью читайте здесь.

Фото: ИА "Общественная служба новостей"

для большого экрана