Единственная в Волгограде актриса в жанре «моноспектакль».
Портал «VOLGOGRADRU» поздравляет с прошедшим днем рождения Заслуженную артистку РФ, актрису «Театра одного актера» Зинаиду Гурову.
Моноспектакли – явление уникальное, наиболее сложная форма актерского ремесла. Здесь нет возможности спрятаться за партнером или декорациями, в действии есть только хрупкая конструкция, выстраиваемая мастером театрального искусства. И Зинаида Гурова успешно справляется с этим видом искусства: вот уже более 20 лет радует своих зрителей мастерством и неподражаемой игрой. Счастья, здоровья, творческих успехов!
В редакцию пришло письмо от одной из почитательниц таланта уникальной актрисы Томы Гродниковой. Публикуем без купюр.
«19 января культурный мир Волгограда поздравил с Днем рождения художественного руководителя Волгоградского государственного «Театра Одного Актера» Зинаиду Гурову - режиссера уникального жанра, заслуженную артистку РФ. А уже 20 января в театре прошел спектакль «Старосветская Любовь».
Неужели зимний вечер может быть таким? Когда мороз не впивается в щеки своими остренькими зубками, не хватает за нос, а нежно сжимает в меховых объятьях. Когда ветер не подгоняет тебя в спину, а тихо спит на обнаженных ветвях деревьев. Под ногами похрустывает снег, и полумрак городской улочки ведет неведомо куда.
- Ты была в Театре одного Актера? - неожиданно толкнула меня в бок подруга, - Смотри! Вот он!
Этот театр расположился в жилом доме по улице 7-ой Гвардейской. Маленькое крылечко, словно ножка танцовщицы, выступает на тротуар. Несколько ступенек, и мы уже внутри. Где же касса?
К нам подошла девушка, тоненькая и хрупкая, похожая на экзотический цветок:
- Да вы не спешите насчет билетов, - улыбнулась она, увидев, как мы лихорадочно роемся в сумочках, - вначале дайте ваше пальто.
В театре тепло, светло и очень чисто. И уютно, как дома. Эта «домашность» подкупает, расслабляет на столько, что на мгновение может показаться, будто ты сидишь у мамы в гостях за чашкой горячего терпкого чая.
Пока мы с подругой перед огромными зеркалами пытались смастерить себе прически, «уничтоженные» зимними шапкам, в театр один за другим подходили зрители. В большинстве своем люди почтенные, интеллигентные. Словом, театралы.
- Наши спектакли и молодежь любит, - шепнула мне все та же гостеприимная девушка-кассир, словно угадав мои мысли.
Прозвенел третий звонок. Даже звонок в этом театре необычный, похожий на звон бубенцов на разгоряченных шеях сказочных гнедых. Или мне показалось? Но что уж точно не показалось, так то, что чудо началось! Чудо театрального представления.
… Милая, милая чета! Тихая, добродушная Пульхерия Ивановна и рачительный хозяин Афанасий Иванович. Уже много лет они живут в созданном ими мирке полного покоя и размеренного счастья, закрыв двери своего дома от потрясений «большого света».
Сегодня здесь идет спектакль «Старосветская любовь» по повести Н. В. Гоголя, - история трогательных отношений двух уже немолодых людей. «Шутливая идиллия, которая заставляет нас смеяться сквозь слёзы грусти и умиления…» - так отозвался об этом произведении А. С. Пушкин. Вечная история о любви и о том, что рано или поздно к любящим сердцам приходит пора расставания, даже если их разлучает смерть.
Роль Пульхерии Ивановны блестяще играет заслуженная артистка России Зинаида Гурова.
В созданном ею образе столько душевной теплоты, искренности и какой-то необыкновенной задорности, что невольно позавидуешь героям, которые сумели пронести через всю свою жизнь тихую и мирную, светлую и спокойную, но не увядшую любовь.
Недавно, по воле случая мне довелось поговорить с Зинаидой Гуровой, застав актрису в тот невероятного везения для поклонников момент «между ролями», когда она - просто женщина, с заботами, переживаниями, без грима, настоящая. Так не похожая на свою героиню! И вот ее героиня - живая, реальная и совсем не похожая на ту, которая вдохнула в нее жизнь, облачила в плоть и привела в наш мир на этой маленькой чудотворной сцене.
Дар перевоплощения… Что это за дар? Как это - войти в роль? Забыть себя, стать другой? Вы так можете? Вот и я не могу. Для этого нужен талант. Мощный, искрящий, пульсирующий, - именно его чувствует зритель Зинаиды Гуровой, именно поэтому раз побывав на ее спектакле, вы уже не остановитесь, будете приходить еще и еще, и не только на премьеру.
…«А если у кого болят лопатки или поясница…» Особенно занимательна была Пульхерия Ивановна, когда подводила гостя к закуске! Зрители, сидящие в зале, постепенно и не заметно становились так же ее гостями. В зале царит особая атмосферы доверительности, когда Пульхерия Ивановна, а значит сама актриса Зинаида Гурова, предлагает угощения, спустившись прямо к зрителям. И стол, и угощения настоящие: пирожки и «ещё чего-нибудь"... Не все зрители готовы попробовать мягкие пирожочки, а некоторые берут их с собой домой.
Но … кто же играет Афанасия Ивановича?
Не догадались?! Конечно же, Зинаида Гурова - актриса сотни ролей. И нет даже маленькой паузы для смены образа! Вот только что Пульхерия Ивановна - добродушная, хлебосольная женушка и тут же перед вами бравый, «петушащийся» Афанасий Иванович.
Зинаида Гурова переходит из образа в образ, растворяясь в одном, и вдруг возникая в другом. Переходит легко и естественно, как мы переходим улицу. Как будто плетет кружева, перебирая нити разного цвета. В спектакле звучит удачно подобранная музыка и много творческих находок, которые свойственны только ее Театру Одного Актера. В силу чего спектакль столь самобытен, оригинален. Впрочем, это тоже отличительная черта Зинаиды Гуровой, актрисы и режиссера - все ее спектакли имеют свое лицо. Даже если вы попадете на одноименный спектакль, поставленный на другой сцене, у вас не возникнет чувства дежавю. Нет, спектакль Зинаиды Гуровой - это совершенно другой спектакль. Это спектакль Зинаиды Гуровой!
Моноспектакль - самый сложный театральный жанр, овладеть которым довелось единицам из известных актеров. И вот такой «единицей» оказалась Зинаида Гурова, актриса с множеством лиц, наша землячка.
- Правда, у нее такая мощная энергетика, - то ли спросила, то ли ответила подруга. Мы уже стояли на том же театральном крыльце, поглядывая в сторону троллейбуса. Но она все еще находилась «под впечатлением». Что греха таить, я тоже не хотела спускаться вниз по ступеням, чтобы подольше задержаться в этой ауре необыкновенного театра, театра одной Актрисы, одной на нас всех.
Спектакли в театре проходят примерно раз в неделю. Нас с подругой уже сторожит томительная шестидневка без чуда, но мы его обязательно дождемся! И мы снова будем стоять на этом крыльце Мельпомены, предвкушая очередную порцию живительного кислорода настоящего искусства".