Главная / Новости / Общество /
Президент заступился за бизнесмена Виталия Попова
15 августа 2017 г.

Владимир Путин объявил, что предпринимателей нельзя арестовывать без активных следственных действий.

Popov_5831EЛюбопытная складывается картина. Буквально несколько дней назад Президент Российской Федерации Владимир Путин в ходе совещания на Дальнем Востоке призвал освобождать предпринимателей от заключения под стражу, ежели следствие не ведет в отношении них никаких активных действий. Об этом написали все ведущие СМИ России.

Президент объяснил такое решение многократными обращениями следователей о продлении меры пресечения предпринимателю, не предъявляя при этом существенных свидетельств того, что ведутся активные следственные действия. Данные меры требуют от заинтересованных органов, среди которых президент назвал Верховный суд и Генпрокуратуру, особой оперативности. «Главное, чтобы решения были приняты оперативно», — добавил президент.

Действующее законодательство, напомнил Путин, предусматривает особый порядок использования мер, обеспечивающих проведение следствия в отношении предпринимателей.

Несколько раньше спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам верхней палаты рассмотреть предложения по законодательному расширению полномочий прокуроров. Об этом она заявила после выступления в Совфеде Генпрокурора России Юрия Чайки с докладом о состоянии законности и правопорядка в стране. Совсем не понятно, почему эта информация не вызвала широкого общественного резонанса, особенно в среде бизнес-сообщества. Факты, которые привел Генпрокурор РФ Чайка, иначе как шокирующими назвать нельзя.

Как сообщал «Коммерсант», господин Чайка в своем выступлении отметил, что за последние два с половиной года выявлено 6,7 тысячи незаконно возбужденных уголовных дел, при этом 6,3 тысячи человек были заключены под стражу. И вот что любопытно, подавляющее число среди этих незаконно заключенных под стражу числятся именно бизнесменами. «И никто перед ними не извинился, никто не понес ответственности за это», — сказал генпрокурор. По его словам, «это ненормально». «Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием», — подчеркнул Юрий Чайка.

А вот что еще не менее важно. На совещании на Дальнем Востоке президент также распорядился уменьшить число внеплановых проверок бизнеса и сократить их по срокам. По утверждению В. В. Путина, только 2—3% внеплановых проверок согласовываются с прокуратурой. Путин также предложил запретить следственным органам изымать серверы и жесткие диски при проведении следственных мероприятий на предприятиях. «Достаточно снять копии, заверить их и пользоваться ими в процессе следствия», — разъяснил он. В то же время Путин объявил о необходимости ограничить срок проведения внеплановых проверок бизнеса десятью сутками, а количество внеплановых проверок предпринимателей должно быть сокращено до 30% от числа плановых. «Они (проверки) в данный момент длятся бесконечно долго», — сообщил В. В. Путин.

И самое, пожалуй, главное — президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, направленный на усиление ответственности правоохранительных органов за незаконное преследование бизнеса. Текст законопроекта уже размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.

В частности, предлагается внести поправки в статью 299 УК РФ о привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности. Максимальное наказание за преступление, предусмотренное частью первой этой статьи, будет увеличено с пяти до семи лет лишения свободы.

Если же преступление будет сопряжено с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо повлечет крупный ущерб или иные тяжкие последствия, это будет грозить лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Вводится третья часть статьи 299: если привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности «было совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба», это будет караться лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Крупный ущерб — сумма которого превышает 1,5 млн рублей.

«Принятие федерального закона позволит обеспечить условия не только для исключения возможности давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования, но и для создания благоприятного делового климата в стране», — говорится в сопроводительных материалах.

«Каждый, кто делает бизнес в России, должен быть уверен в том, что право частной собственности надежно защищено. И если есть необходимость, давайте подумаем над укреплением этого института», — сказал Путин. Например, указ об исключении возможности решения хозяйственного спора при помощи уголовного преследования подписан еще в мае 2012 года, но с тех пор число уголовных дел и заключенных предпринимателей выросло на 70%, говорится в докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова. За прошлый год возбуждено 234 620 уголовных дел — максимум с 2010 года, но только 15% из них дошли до суда. Уголовное преследование подменяет спор в гражданском суде, указывают авторы доклада, и превратилось в способ устранить конкурента. «Около 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес, — признавал сам президент. — То есть их попрессовали, обобрали и отпустили».

В качестве первоочередных мер президент отметил отказ от обязательного заключения под стражу в ходе следствия по экономическим составам, применять арест лишь как крайнюю меру, в остальных случаях ограничиваться залогом или подпиской о невыезде.

Нигде, ни в одном источнике информации не удалось найти комментариев к позиции Президента России со стороны правоохранительных органов — тех, к кому обращены эти претензии главы государства. А было бы очень любопытно знать, что думают по этому поводу те, кто арестовывает бизнесменов по сомнительным причинам и методично разрушает их бизнес.

Вот нашумевший пример из жизни волгоградского бизнеса и правоохранителей. Никто до сих пор не может внятно объяснить, по какой причине с марта находится под стражей предприниматель Виталий Попов, племянник депутата Госдумы V и VI созывов Олега Михеева. То, в чем его обвиняли, к жизни и действительности не имеет никакого отношения. Это доказано многочисленными экспертизами. Он не участвовал ни в каких сделках с Волгоградским моторным заводом, не подписывал никаких документов по этому поводу. Мало того, по свидетельству адвокатов, представляющих интересы Виталия Попова, уже давно с ним не ведутся никакие активные следственные действия.

Однако посмотрите хроники марта, как задерживали Попова. Реально была проведена операция, схожая с задержанием особо опасного террориста. На рассвете проводят обыски у него, у родственников, после этого задерживают и самолетом бизнес-классом этапируют в Москву. В России так не перевозят даже самых матерых преступников. Ради какой такой сверхважной государственной задачи было задействовано столько сил и средств правоохранительных органов? Думается, что придет время и посчитают затраты, которые понесло государство ради мнимой цели и амбиций правоохранителей, которые решили использовать молодого человека разве что в качестве заложника.

И тем более непонятно, как правоохранители позволяют себе откровенно игнорировать указания главы государства. Никакая оппозиция в России не в состоянии нанести большего урона авторитету и имиджу власти, чем это делают правоохранительные органы. За незаконно арестованным бизнесменом, за разрушением его бизнеса следуют потеря работы многими и многими рядовыми нашими гражданами, лишение их средств к существованию. И следом в людях закипает ненависть к государству, сделавшему их нищими по прихоти силовиков. Не оппозиция разрушает государственную вертикаль управления страной, а зарвавшиеся правоохранители, открыто игнорирующие указания главы государства.

для большого экрана