В Волгограде состоялась пресс-конференция Нового экспериментального театра
О том, что культура в Волгограде сегодня испытывает не самые лучшие времена, не знают, пожалуй, лишь малые дети. Скандалы, интриги, расследования, неудобные вопросы касаются всех, кто хоть как-то причастен к измученной волгоградской Мельпомене. Уж они-то их заслужили, знамо дело, тунеядцы и жулики. Перечислять не будем, ибо долго. Все, кто следил, знают.
Особо критическое внимание – Новому экспериментальному. Но чем именно провинился старейший театр города, любимец публики, ежедневно собирающий аншлаги?
Ходят слухи, что губернатор области Андрей Бочаров испытывает личную неприязнь к художественному руководителя НЭТа. Впрочем, сам Отар Иванович подобный довод отвергает: «Этого не может быть. Поговорили два мужчины, высказали друг другу то, что думают, не более. Неужели вы думаете, что такой серьезный человек, губернатор области, Герой России не понимает, что такое НЭТ, кто его создал? Неужели вы всерьез полагаете, что он дойдет до того, что будет сводить какие-то мелочные счеты? Не будет этого».
Да и то правда, и мы так считаем – не будет!
Голодным – кости
«Каждому яблоку — место упасть,
Каждому вору — возможность украсть,
Каждой собаке — палку и кость,
И каждому волку — зубы и злость»
Между тем, волнения вокруг театра разрастаются уж слишком явно и стремительно. Однако на пресс-конференции художественный руководитель НЭТа Отар Джангишерашвили успокоил присутствующих, сославшись на то, что шум вокруг театра – всего лишь слухи, подогреваемые не совсем честными СМИ: «Сегодня утром мне показали материал ИА Высота102. Но, послушайте, все, что там написано – абсолютная галиматья. А данные КСП будут лишь на следующей неделе. Откуда они на руках у этих журналистов уже сейчас? Такие материалы – откровенная провокация, они написаны для разжигания неблагоприятной ситуации. Это нужно понимать и не идти на поводу у подобных сплетен. Мне лично никто не говорил, что художественного руководителя снимают, а театр закрывают».
Стоит отметить, что днем ранее радиостанция «Эхо Москвы в Волгограде» транслировала интервью с бывшим гендиректором «Высоты 102», ныне депутатом облдумы, председателем комитета по культуре Александром Осиповым, в котором последний немало прошелся по экс-председателю комитета по культуре Виктору Гепфнеру. В ответ господин Гепфнер разместил пост у себя на странице в фейсбуке, в котором отметил, что «скандалы, которые сейчас происходят в филармонии, в Новом экспериментальном театре и т.д. являются всего лишь результатом некомпетентного управления». При этом добавил, что «культура требует вдумчивого отношения».
К слову, разве можно наших руководителей обвинить в бездумности? Напротив, все очень даже продумано и цельно. Ведь чем можно зацепить вконец обнищавшее население Волгограда? Правильно. Конечно же, деньгами. Посмотрите, актеры НЭТа - богатеи, которые возмущаются сокращением своих зарплат.
Однако стоит обратить внимание на то, что шум по поводу денег подняли не сами артисты. Последние спокойно выясняли и выясняют положение дел своих честно заработанных денег в рамках правового поля.
Гром и молнии разметало, опять же, все то же информационное агентство. И подача информации, судя по всему, полностью отражала задачи: свести проблему театра к узкоспецифической – огромным по меркам Волгограда зарплатам актеров, престижной машине художественного руководителя...
Актеры НЭТа, получающие по 120, а некоторые и по 200 тысяч, недовольны тем, что им сокращают сумасшедшие выплаты. «Так вот в чем весь сыр-бор!», возмущалась многочисленная аудитория социальных сетей. «А врачи? Знают ли они, сколько врачи и учителя у нас получают?!». И понеслось. Стоит ли говорить, что до размышлений о том, к чему и для чего устроен подобный резонанс, так и не дошло. Бинго, цель достигнута.
Разбираться в том, что финансирование бюджетной сферы, тех же учителей и врачей, совсем уж другая история и что, даже если у актера заберут эти 120 тысяч, в зарплату врача их ну никак не добавят, тоже мало кому захотелось. А уж дойти до информации о том, что у актера НЭТа есть официальная зарплата, и есть стимулирующие выплаты из средств, которые зарабатывает сам театр, и именно они-то и составляют его основной заработок, и вовсе мало кто решился - это дебри лесные, дело, мол, десятое.
Впрочем, представленная схема политики отвлечения внимания от тех, кому в первую очередь должны быть заданы вопросы о деньгах, как песок сквозь пальцы исчезающих в нашем многострадальном регионе, совсем не новая. Удивляться не приходиться.
На сцене – играть!
Пресс-конференция руководства НЭТа проходила прямо на сцене. «Я гений театра, я дарю людям смех и радость!» - говорил Отар Иванович.
Пожалуй, это аксиома, не требующая доказательства. Выступление художественного руководителя перед прессой, соратниками из других театров, друзьями и поклонниками было фееричным. И да, гениальным.
Отар Иванович рассказал об итогах прошедшего 28 театрального сезона, о ярких успехах, отметил главных актеров и молодых режиссеров, поведал о планах на новый сезон, поделился мыслями о международном проекте «Сталинградская скрипка», посвященном 75-летию Сталинградской битвы. Худрук НЭТа планирует собрать на мини-фестивале в Волгограде представителей всех республик бывшего Советского Союза. Проектное предложение он уже отправил в городской комитет культуры, однако ответа на него пока еще не последовало.
Рассказал и о так волнующих многих горожан заработках.
«Поймите, молодых и действительно талантливых ребят не удержать на среднюю волгоградскую зарплату. Они, конечно, уедут в столицу. Ведь там больше возможностей, там телешоу и спектакли, и заработок несравненно выше. Творческий человек должен стремиться и быть за это поощрен. Артисты не должны быть бомжами, это неправильно. Наши актрисы, любимицы женщин, должны красиво одеваться, восхищать взгляды. И это – нормально! Ненормально, когда знаменитый актер ходит в старых трусах. Мы стараемся, и ребята остаются с нами. Результат – всегда полный зал. Так в чем вы нас обвиняете? Мы не забираем ничьи деньги. Мы их зарабатываем. Вводить зарплатный «потолок», уверяю вас – путь к разрушению театра».
На заявление одного из журналистов о том, что у волгоградцев к театру есть много претензий, что многие горожане считают его репертуар пошлым, худрук ответил: «Наш театр – мужской. Мы придерживаемся традиционной ориентации. Мы любим женщин, очень любим. Но бывают ведь и иные взгляды, и, похоже, что поделать, другая ориентация! Наверное, поэтому к нам претензии».
Данная формулировка, высказанная на фоне очевидной ситуации давления на театр, не могла не вызвать одобрительного смеха в зале. В конце выступления маэстро присутствующие, как и положено в хорошем театре, поднялись со своих мест и аплодировали стоя.
Что ж, Отар Джангишерашвили, браво!
П.С. Изложенное выше - мнение редакции, которое может не совпадать с мнением несостоявшихся актеров и слабопомнящих чтецов-декламаторов. Просим прощения за полученное моральное неудовольствие.