Пока Россия продолжает бить зерновые рекорды, по сборам оставляя позади США и Канаду, регулярно намолачивавших больше нашего, свои коррективы внесли погодные условия прошедшей весны, которые теперь могут аукнуться потребителям повышением цен на продовольственные сельскохозяйственные товары.
Зерновых культур, впрочем, это вряд ли коснется. Если в прошлом году объем их экспорта составил порядка 30 млн т, то в этом, по прогнозам, ожидается около 40 млн т, из которых три четверти – пшеница. Таких цифр наши поля еще не знали. И это позволит сохранить уровень цен на всю зависящую от этого сырья продукцию. А вот другим видам продовольствия не позавидуешь. Урожай овощей и фруктов в нынешнем сезоне может, наоборот, стать рекордно низким за последние годы. Всему виной – аномально низкая погода, державшаяся на полях страны этой весной. В результате сборы существенно упали, некоторый собранный урожай попортился, и чтобы как-то нивелировать потери, цены на оставшуюся его часть почти наверняка взлетят. Причем, по мнению экспертов, наиболее вероятным периодом для этого маневра станет третий квартал 2017-го года.
Понятное дело, что сокращать долю экспорта никто не собирается, но поддержать отечественных производителей и потребителей в данном случае было бы справедливо. Как ни странно, но Волгоградскую область в этом смысле можно даже поставить в пример другим регионам. В этом году рост фермерских субсидий составил уже 35%, и в рамках гранта 25 начинающих хозяйств получили в общей сложности 60 млн рублей. Еще одно новшество уже сугубо региональной формации – идея выделять отдельные товары сельхозпроизводства. К примеру, в гипермаркетах организовать так называемые «фермерские полки», а продукцию местного производства маркировать (некоторые сети так делают давно). На сегодняшний день доля таких товаров на волгоградских прилавках составляет 40-50%, но в ближайшее время этот показатель планируют увеличить еще.
Все эти меры по-своему хороши, но проблему решают далеко не полностью. Некоторые виды товаров в том или ином регионе могут отсутствовать в принципе, и хочешь не хочешь их придется везти оттуда, где они есть. Цены на такие товары если уж не взлетят, то поднимутся точно. Парадокс в том, что мы находим достаточное количество продукции, чтобы не просто сохранять, но и наращивать темпы экспорта, а сами себя (в смысле страну) прокормить не можем. И стало быть, как всегда потеря урожая обернется хорошо знакомым всем последствием: продукции станет меньше, но она будет дороже.