Волгоградский Новый экспериментальный театр закрывает свой сезон премьерой спектакля «Ты прости меня».
Спектакль поставил лидер театра Отар Джангишерашвили по нашумевшей в свое время пьесе Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине…»
Перелицовка названия – достаточно красноречива уже сама по себе. Автор пьесы просто информирует о событии: пришел мужчина к женщине. А дальше – пожалте, господа хорошие, в мой мир и наблюдайте, что будет дальше.
Режиссер-постановщик, без всяких околичностей, сразу заявляет, о чем пойдет речь в спектакле. И предоставляет зрителю полную возможность, самому разбираться, кто у кого просит прощения: то ли он у нее, то ли она у него, то ли оба вместе просят прощения у некой высшей силы за то, что не сумели прожить дарованную им жизнь так, чтобы было в ней чуточку побольше счастья и любви.
Спектакль открывается уроком аутотренинга, который проводит для зала героиня Дина Федоровна в великолепном исполнении Екатерины Мелешниковой. Невероятно, но прекрасная половина публики послушно повторяет за ней мантры: «Я красива, я любима, у меня все хорошо». То ли актриса необычайно убедительна, то ли нехитрые эти заклинания оказываются чрезвычайно близки женским сердцам.
А затем появляется он – Виктор Петрович (в его роли – замечательный Евгений Тюфяков) – мужчина, который тоже невыносимо одинок, которому тоже хочется быть любимым. Он застенчив, неуклюж, пытается быть некрасивым. Здесь Евгению Тюфякову приходится очень трудно, поскольку приходится играть на сопротивление. Этакого тюфяка, извините за нечаянный каламбур, который и целуется вроде героини Надежды Румянцевой в фильме «Девчата». Та, как известно, не понимала, куда при поцелуе девать нос.
Уж больно непобедимы его молодость, мужественность и счастливая внешность. И тем не менее, актеру удается выйти победителем из схватки с самим собой. Преимущественно – во второй части.
Екатерина Мелешникова – вот удивительно! – с собой как бы даже и не борется. Хотя выглядит невероятно привлекательно, особенно на упомянутом уроке аутотренинга с минимумом одежды. И молода, и красива, что легко и охотно демонстрирует. Но проходит совсем немного времени – и уже отчетливо понимаешь, как несчастна, как обижена и уязвлена жизнью эта женщина. И потому именно она берет дело ковки счастья в свои нежные руки искрометной фразой, обращенной гостю: «Дайте ваши губы!»
Как удается красавице-актрисе стать полной противоположностью себе, Бог весть – талант есть чудо не случайное. Ей веришь бесповоротно, а потому и верится, что все возможно, что вспыхнет вдруг когда-нибудь рядом с тобой сказочно истомное танго, и звезды рассыплются вокруг ослепительным фейерверком.
Сценография спектакля подчеркивает, что все происходящее может случиться, где угодно. Тема взаимоотношений не очень счастливых представителей противоположных полов – вечна и, увы, наверное, непреходяща. Талантливо рассказанная нам история могла произойти не только в России, но и, скажем в Зимбабве или другой какой-нибудь Антигуа и Барбуда.
Собственно говоря, и весь спектакль стал своеобразным уроком аутотренинга для всех, кому чего-то не хватает в жизни.
Боже мой, а кому из нас хватает?
Владимир АПАЛИКОВ, «Областные вести»