Главная / Новости / Новости культуры /
Будь гладка, словно яичко!
16 апреля 2015 г.

В воскресенье 19 апреля Пасха «венчается» Красной горкой, или Антипасхой

Смысл не в противопоставлении, а в единстве двух воскресных дней, полной схожести богослужений. Ещё одно название у предстоящего воскресного дня – Фомина неделя, в память явления воскресшего Спасителя апостолу Фоме, который не поверил в Воскресение Христово и потому именуется с тех пор Фомой Неверующим.

Всю неделю в храмах настежь распахнуты Царские врата – в ознаменование того, что своим воскресением Спаситель отверз людям прямую дорогу в рай. И в каждый из дней Светлой седмицы в церквах служится пасхальное богослужение – такое же, как ночное. А после утренней службы совершается крестный ход – с окроплением всех пришедших святой водой, общими молитвами и чтением Евангелия.

В дореволюционные времена колокольный звон всех «сорока сороков» московских церквей не смолкал начиная с богослужения в ночь на Воскресение Христово и вплоть до предстоящей субботы перед Фоминой неделей. Днем праздничный благовест перекрывал собой все остальные уличные шумы. Любому желающему в эти дни разрешается взойти на колокольню и звонить во все колокола – кто как умеет.

Этот обычай почитался особенно важным для девушек, мечтающих поскорее выйти замуж. Согласно народной примете, если в любой из дней Красной недели девица ухитрится первой спозаранку взойти на колокольню и ударить в колокола, то она непременно обретёт своего суженого в ближайшее время. Дёргая за верёвку, следовало приговаривать: «Воскресение Христово! Пошли мне холостого!»

В старой Москве в дни Святой седмицы по обычаю разводили большие костры за городом или во дворах церквей. Огонь зажигали от большой свечи, горящей перед алтарём. Соревновались: у кого костёр выше! «Палили» костры и в местах народных гуляний, которые возобновлялись «на Москве» после долгого Великого поста. Находились смельчаки, которые прыгали через высокий огонь, если прыжок у парня выходил удачным и зрелищным, то, стало быть, ждёт его удача во всех благих делах.

Неделя-Хороводница

В Москве традиционно выделялись два места, где уличные празднования были особенно многолюдны. Это – купеческое Замоскворечье и Воробьёвы горы. На Воробьёвых горах москвичи валом валили пить чай к знаменитому трактирщику Крынкину, который помимо знатного угощения сооружал и украшал смотровую площадку – любуйся, люд московский, на стольный град с высоты птичьего полёта! И плывущий над Москвой златоглавою «малиновый» звон «сорока сороков» с Воробьёвых гор слышен был лучше всего…

В четверг за обильной трапезой вспоминали усопших родственников, но без обычной грусти и печали, со светлой верою, что на Пасхальной неделе вся почившая в бозе родня восседает за праздничным столом, радуется вместе с живыми. А самый главный поминальный день так и называется – Радоница, он всегда наступает на девятый день после Пасхи, в нынешнем году – во вторник 21 апреля.

«Смотрины, стало быть, у них»

Но в целом Красная неделя – полоса сплошных забав и увеселений. Парни катали девушек на качелях, а заодно и приглядывались, выбирали себе невесту. Если на Красной неделе парень окатывал девушку водой, а та на следующий день «мстила», обливая обидчика, – значит, девушка принимает ухаживания, выказывает парню свою симпатию.

Был на Москве в зажиточных околотках такой обычай: все девушки на выданье выстраивались, надевши свои самые лучшие наряды, в «две шеренги», лицом друг к другу. А парни вальяжно ходили посерёдке и выбирали себе спутницу. Эти смотрины назывались «игра в ручеёк». Если парень брал девушку за руку, и она не отдёргивала её, а соглашалась идти с ним кататься на лошадях, то, стало быть, молодой человек получал право засылать сватов к её родителям. А уж коли старики сговаривались, то назначалось венчание.

Первые венчания начинают совершаться на Красную горку. А перед этим, в субботу, священнослужители раздают прихожанам артос – особый церковный хлеб, который хранится по обычаю возле икон целый год и употребляется в случае болезни или иной напасти.

Обнялись свекровь и тёща

Ещё одна народная «скрепа», неизменно совершавшаяся в старой Москве, – это упрочение родственных уз между роднёй молодожёнов, вступивших в брак недавно, в минувший год. Сначала, в один из первых дней Светлой седмицы, родители и другие ближние молодой шли, принарядившись, в дом родителей зятя. И если свёкор и свекровь были довольны женой своего сына, то они всячески демонстрировали это, выполняя все прихоти.

Ближе к концу недели – в пятницу (в нынешнем году – 17 апреля) уже мать с отцом, братья да сёстры, с детьми и стариками валили в дом тестя и тёщи. Где и устраивалось пиршество, благо постных дней на Красной неделе нет. Традиционным блюдом на Пасхальной неделе повсеместно считался жареный или тушёный кролик или заяц.

Святая пятница зовётся Прощёным днём, как Прощёное воскресенье перед началом Великого поста. Есть отличие: в эту пятницу мирятся и просят прощения не все у всех подряд, а «конкретно» две родни друг у дружки – со стороны зятя и дочери, сына и невестки (снохи). При этом в старину непременно звучало такое вот любопытное пожелание, адресованное лицам «женска пола»: «Будь гладка да красна, как яичко!

Аргументы Недели», Светлана СИНКЛЕР

для большого экрана