Главная / Новости / Новости культуры /
Волгоградский НЭТ показал «Голого короля»
16 февраля 2015 г.

А все-таки удивительный этот НЭТ — Новый экспериментальный театр! И абсолютно непредсказуемый.

Когда на дворе устанавливается относительно нормальная погода (в переносном смысле, разумеется) и, казалось бы, можно чуток сбросить напряжение, театр обрушивает на публику спектакли, тревожащие воображение и бередящие душу. И наоборот. Приходит ненастье, вот как нынче, к примеру. Хочется запереться в себе и нос не высовывать на улицу, а НЭТ зовет на праздник, по-русски широкий и бесшабашный, несмотря на то что поставлен чистокровным грузином.

Волгоградский НЭТ показал «Голого короля»

Почему так? Может быть, театр живет какой-то своей, особой жизнью и не хочет знать о наших реалиях? Или, что вероятнее, ему открыты пути и судьбы, о которых он хочет предупредить нас? И предупреждает вот уже более четверти века. И предвещания его, как правило, сбываются. Но почему же мы не внемлем им — вот вопрос.

Спектакль «Голый король» — это действительно праздник. Что-то вроде русской Масленицы, когда в сумасшедшей круговерти аттракционов невозможно остановиться, поразмыслить. Какие, к чертям собачьим, мысли, когда тут и передохнуть-то некогда?! Но потом, как после похмелья, скребутся и мучают раздумья: кто ты, зачем ты, для чего ты здесь?

Но это все потом, а сейчас — праздник. С непременной дискотекой, где преобладают нестареющие шедевры советской песни. Те, которые строить и жить помогают и никогда не дают скучать. Те, от которых светло растревожено сердце. В которых все девушки — принцессы, а юноши — принцы, пусть и с профессией свинопаса. И все, все, все, все счастливы так, что просто беда!

В этом шальном коловороте отчетливо выделяются два центра притяжения, вокруг которых и вращаются персонажи спектакля. Это сам Голый Король в колоритнейшем исполнении Олега Алексеева и Принцесса, блистательно сыгранная, спетая, станцеватая (Господи, прости мне это неуклюжее словцо!) юной Анастасией Фроловой. Они несут разнополюсные заряды и при соприкосновении, понятное дело, искрят так, что только ахнуть да и зажмуриться, чтобы не ослепнуть.

Волгоградский НЭТ показал «Голого короля»

Олегу Алексееву не привыкать к обожанию публики, и здесь он играет ею, как хочет. Одним мановением пальца или одной своей фирменной интонацией он может мгновенно повергнуть зал в угодное ему настроение, и тогда в целом мире нет никого, кроме этой фигуры на сцене. При всем этом он создает убедительный образ законченного подонка и распоследней сволочи. А что вы хотите? Вот они — плоды современного пиара во всей их наглядности, когда нам именно подонков и сволочей втюхивают кумирами.

В спектакль вообще вплетены многочисленные узнаваемые приметы нашего сегодняшнего бытия, чтобы ни у кого не было иллюзий, о чем и о ком рассказ. Здесь ловкие ребята не отнимают, а «оптимизируют». Здесь сытый мэр (бесподобный Сергей Симушин) никак не может обустроить дороги, потому что ему все время мешает то дождь, то солнце, то солнце, то дождь. Здесь министр (Дмитрий Макаров) до того нежен, что аж отсвечивает голубым, но хапает, между прочим, не отдельными купюрами, а пачками. Здесь первый министр (Сергей Викторов) всегда согласен с руководством. И здесь безмолвствует нахлобученный народ. Сказка — ложь, да в ней намек…

Анастасия Фролова — подлинное открытие спектакля. После него можно смело утверждать: в нашем городе, в нашем театре появилась самая настоящая звезда, способная дать фору любым столицам. Во многом благодаря ей безусловно веришь, что все в конце концов будет хорошо. Просто потому, что по-другому быть не может.

Ах, как не хватает нам сегодня такой сказки для детей и взрослых! Нет, совсем не случайно именно так обозначил жанр своего спектакля режиссер-постановщик Отар Джангишерашвили. А все сказки мира сходятся в одном: они всегда заканчиваются хорошо.

Владимир АПАЛИКОВ

для большого экрана