Альберт Авходеев, под видом комедии, поставил драму.
Волгоградский Театр юного зрителя показал премьеру спектакля «Скрипка, бубен и утюг» по пьесе драматурга Николая Коляды.
Сразу скажем спектакль – необычен для этого театра. Мы привыкли, что на здешней сцене царит несколько приподнято-романтическое восприятие действительности. А тут вдруг – Коляда. Драматург, зачерпывающий прямо со дна водоема, именуемого жизнью, не заботясь, что выволакивает наружу: драгоценные самородки или жидкую грязь. Причем, грязь, как и положено, попадается куда как чаще.
В спектакле, поставленном художественным руководителем театра Альбертом Авходеевым, две новеллы. Связывают их место действия – придорожное кафе, а также хозяйка этого заведения – буфетчица, она же – повар, она же – уборщица в рельефном исполнении Юлии Костылевой.
В первой новелле две сватьи (для тех, кто не в курсе, – это матери молодоженов) собачатся на второй день свадьбы, которая, судя по репликам героинь, явно удалась, поскольку завершилась массовой дракой. Елена Ефимовская и Елена Бабкина здесь – чудо, как хороши. Первая – из народа, вторая – из народной интеллигенции. И вместе им, как сказал поэт, не сойтись никогда. Диалог выписан ярчайше, уморительно смешно, актрисы не щадят своих героинь, доводя их характеры до полного саморазоблачения. Если и было вчера хоть какое-то подобие праздника, сегодня пришло отрезвление, и обе стороны кусают локти по поводу совершенного шага.
Как, явно, жалеют о нем и молодые. Особенно новоиспеченный муж, облаченный в неимоверный пиджак и увенчанный шикарной прической из «салона красоты», который, скорее всего, обретается тут же при дороге. Евгений Казенов играет его настолько искренне, что ему и не захочешь, а посочувствуешь. Ну, куда парень угодил? На кой ляд ему эта модельная мымра (Алиса Плакидина) с ейной утонченностью? Скажем, ему нравится певица Натали с ее бессмертным хитом «Боже, какой мужчина», а у супруги она вызывает просто аллергию. Какая-то такса кривоногая у нее в постели ошивается. Да и вообще…
И кто знает, чем бы закончились эти выяснения отношений, если бы не широкая свадьба, горластая и жутковатая, которая вскакивает в залу, вопя и кривляясь. И осознание отчаяния и безнадежности отодвигается на завтра, на потом, когда придет окончательное и горькое похмелье.
Во второй новелле жизнь тоже не представляется сахаром. Дочка буфетчицы с упоительным именем Симона (Татьяна Доронина) уехала в Москву, по ее рассказам, оторвала себе там идеального мужа – старого да богатого. И родила ему – вот ужас-то! – негритенка. Врачи говорят про какой-то генный сбой. Только попробуй объяснить это безутешному отцу, который с головой ушел в запой. Вот и приехала дочка к маме, привезла подарочек – черного Ванечку.
Все так, но только почему-то прибыла она в плацкартном вагоне, денег нет даже на такси. Ой, не в генном сбое, наверное дело. Да и то сказать: где напастись на всех провинциалок столичных мужей-богачей?
Мама, конечно, выручит, но очень хочет понять, как же могла случиться такая несправедливость, что обожаемая дочка так же обойдена простым женским счастьем, как и она сама когда-то. Юлия Костылева здесь сама – целый спектакль: с ней и смеешься, и плачешь.
Альберт Авходеев ставил спектакль, не прибегая к особым режиссерским изыскам. Всё просто: вот вам жизнь, как она есть, вот вам люди, такие же, как вы. Хотите –смейтесь, хотите – плачьте. Над кем, над чем? А – над собой. Над своей жизнью, которая почему-то больше бьет, чем ласкает. В которой мечты всегда остаются мечтами и редко когда сбываются. В которой, даже на праздники, хочется выть от промозглой тоски по всему, что не сбылось.
Но в которой всегда после дождей встает радуга.
Владимир АПАЛИКОВ