Главная / Новости / Политика /
В доверии отказать!
16 января 2014 г.

Графа «против всех» возвращается в избирательные бюллетени. Однако разные политические силы весьма противоречиво оценивают её возвращение.

Как известно, возвращение графы «против всех» долгое время было одним из важных требований оппозиции. Например, лидер СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Сергей Миронов убеждён, что данная графа – своего рода «барометр политического самочувствия нашего общества». Звучали и соображения, что отсутствие возможности выразить недоверие всем существующим кандидатам и партиям разлагает политическую культуру российского избирателя, вызывает у него апатию и нежелание ходить на выборы.

И вот теперь власть руками спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и других сенаторов выступила инициатором возвращения графы «против всех». Правда, предметом дискуссий пока остаётся то, на выборах какого уровня она будет присутствовать в бюллетенях. Принципиальную поддержку инициативе уже выразили СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и некоторые другие думские оппозиционеры. А партия власти отнеслась к ней весьма холодно, хотя, безусловно, проголосовать «за» придётся: спорить с властью в «Единой России» пока не научились. Меж тем, отчётливо раздались и голоса противников возвращения протестного голосования.

Критики этой идеи из оппозиционного лагеря считают, что в нынешних условиях возвращение этой графы на руку одной только власти. Главная коллизия заключается в распределении голосов протестного электората. Пока несистемная оппозиция в выборах не участвовала, ей хотелось, чтобы протестный электорат отдавал свои голоса не системным оппозиционным партиям, а сливал их в одну общую яму с названием «против всех». А теперь, когда в результате либерализации избирательного законодательства возможность участвовать в выборах получили и многие «несистемщики», потеря такого рода голосов стала рассматриваться ими негативно, ведь они привыкли считать их потенциально своими. Открывшейся возможностью участия в выборах они активно пользуются, неуклонно превращаясь в системные политические силы, способные вызывать дополнительную тревогу у власти.  Поэтому её инициативу они объясняют тем, что той выгоднее не накачивать своих оппонентов протестными голосами, а слить их воедино в безликую графу «против всех».

Выступающие против возвращения «против всех» парламентские партии тоже боятся потерять голоса. Складывается впечатление, что либерализацию избирательного законодательства многие парламентарии восприняли как угрозу собственному положению в рамках законодательного органа. По мнению депутата Волгоградской городской думы Лидии Поповой, «такое разительное отличие от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ говорит о том, что остальные думские партии боятся конкуренции и стараются её избежать. Мало того, что теперь избиратель может выбрать из внушительного списка новых партий, не вынуждая себя голосовать за системную оппозицию по принципу «лишь бы не за власть», так теперь ещё и с графой «против всех» этой оппозиции конкурировать придётся».

Депутат Госдумы, справедливоросс Олег Михеев считает, что позиция и власти, и негативно настроенной к графе «против всех» оппозиции продиктована исключительно политической прагматикой. «Смена своей позиции исходя из конкретных политических раскладов не находит оправдания. Что касается СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, последовательно выступающей за возможность голосовать «против всех», то наша аргументация не сводится к конъюнктуре текущего момента. Наша задача – соблюдение прав и свобод граждан, в том числе – права отказать в доверии всем существующим кандидатам. Только тогда избирательная система станет механизмом улучшения социальной действительности. Несмотря на то, что возвращение графы отнимет пропорциональные куски электората у большинства оппозиционных сил, право граждан на свободное волеизъявление для нас превыше всего. А конкуренции со стороны графы «против всех» в СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ не боятся, как не боялись её со стороны власти или другой оппозиции».

Многочисленность возражений против возвращения графы «против всех» свидетельствует: часть оппозиции слишком привыкла пользоваться недовольством народа властью. Однако теперь на монополизацию протестного голосования лидеры оппозиции могут не рассчитывать. Помимо лозунгов типа «Если не Путин, то мы», им придётся озаботиться и собственной позитивной программой. Иначе в новых политических условиях шансов на избрание в органы власти у них будет немного.

Автор: Константин Смолий

для большого экрана