Главная / Новости / Политика /
Финансовая политика России: от «театра абсурда» к новой модели роста
30 мая 2013 г.

21 мая на пленарном заседании Госдумы выступила член фракции СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Оксана Дмитриева. Тема выступления – финансовая политика российского государства, а поводом стало обсуждение бюджета РФ.

По мнению Дмитриевой, после того, как министром финансов стал Алексей Кудрин, принятие бюджета превратилось в театр абсурда. Что же вызвало столь резкие слова? Прежде всего, то, что с тех пор из практики российского парламента исчезла традиция обсуждения бюджета и внесения в него поправок. Хотя смысл парламентского обсуждения бюджета состоит в совершенствовании представленного правительством проекта, дабы минимизировать вред от неразумной политики финансового ведомства, думское большинство, по сути, отказалось от своего права, принимая кудринские бюджеты без возражений и нареканий.

Может быть, финансовая политика все эти годы была настолько разумной, что и возразить было нечего? Отнюдь. По словам О. Дмитриевой, «политика Кудрина действительно является источником стагнации, действительно является несчастьем для страны. Исключительно благоприятная экономическая конъюнктура, которая имела место все эти 13 лет, была использована исключительно бездарно». Благодаря резко выросшим по сравнению с 90-ми годами ценам на нефть 11 из 13 лет в России были профицитные бюджеты. И как же распорядилось финансовое ведомство этими возможностями? Кудринцы планомерно стерилизовали российскую экономику, выводя из неё средства и складывая их в Резервном фонде, размещённом за рубежом.

Всё это обернулось ограничением не только социальных, но и инвестиционных расходов. Под велеречивые рассуждения о «модернизации» либеральная финансовая власть уничтожала саму возможность обеспечения модернизации деньгами. Ведь для модернизации производств нужно, чтобы в экономике было много дешёвых денег, но в условиях постоянного выкачивания средств их предложение сокращается, а цена растёт. Для частного капитала такие условия неблагоприятны, а государство в смысле инвестиций проявило полную апатию. В итоге Россия за годы Кудрина ещё больше подсела на экспортно-сырьевую модель, а шанс слезть с неё был бездарно потерян.

Как же быть дальше? Разумеется, необходимо менять экономическую модель, ведь нынешняя уже сейчас демонстрирует коллапс: экономический рост остановился, и как его разогнать, представители власти не знают. И это притом, что цены на нефть сохраняются на высоком уровне. Это означает, что денег на исполнение социальных обязательств (про инвестиции и говорить не приходится) становится всё меньше и меньше, хотя Путин и требует от финансистов где-то эти деньги найти. Более того, есть риск того, что Кудрин станет премьер-министром, и тупиковая финансовая политика будет продолжена. Излишне говорить, что в случае бюджетного дефицита первой либералы начнут «резать» социальную сферу. В этом случае просчёты финансистов почувствует на себе каждый гражданин.

Тем не менее, Путин, похоже, боится что-то менять, из последних сил цепляясь за модель, обеспечивавшую видимую «стабильность» в течение всего срока его правления. Признать изменившуюся реальность тяжело, да к тому же и к голосу оппозиции, призывающей к реформам в финансовой политике, Путин прислушивается пока неохотно. А думское большинство, словно загипнотизированное, смотрит на Кудрина, как змея на чародея, и боится выпустить жало конструктивной критики.

В такой ситуации СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ приходится бороться едва ли не в одиночку. Выйдя на думскую трибуну, Оксана Дмитриева не стала ограничиваться критикой безответственной финансовой политики, а выдвинула ряд предложений, имеющих первоочередной характер. Рассмотрим их подробнее.

1. Отказ от бюджетного правила. Согласно этому правилу, если цена на нефть превышает среднюю цену за 5 лет, то избыток доходов уходит в Резервный фонд. Именно так этот фонд и пополняется. Собственно, это один из механизмов денежной стерилизации бюджета, которая в условиях сокращающихся из-за экономического спада поступлений становится крайне опасной.

2. Отклонение закона о Росфинагентстве. Речь идёт об организации, которую мечтают создать либералы для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Дмитриева является последовательным критиком этой затеи, назвав её «рейдерским захватом» казны. Ведь как может организация, являющаяся, по мысли авторов идеи, акционерным обществом, распоряжаться общегосударственными деньгами? Легко можно перевести деньги под видом инвестиций на счета каких-нибудь фирм, признать их банкротами, а деньги забрать себе, объявив «издержками инвестиционной деятельности». Понятно, что в случае острого кризиса государства наши деньги просто исчезнут в неизвестном направлении, как и те, кто ими распоряжается.

3. Пересмотр бюджета на 2013 год. Изменение принципов бюджетной политики надо начинать уже сейчас.

4. Пересмотр законов, выводящих важные для общества сферы из-под бюджетного финансирования. То, что за эти годы не успело разрушиться, надо спасать.

5. Законодательное ограничение роста тарифов естественных монополий. Это должно стать важным шагов в борьбе с инфляцией, ведь именно бесконтрольный рост тарифов монополий являлся все эти годы причиной инфляции, а не избыток денежной массы в стране, как хотели нас убедить либералы, прикрывая этим увод денег из страны.

6. Пересмотр налоговой политики. От льгот и преференций олигархическому капиталу нужно перейти к налоговым льготам малому и среднему бизнесу. Удушая при помощи налогового пресса малый бизнес, государство, фактически, способствует концентрации капитала в руках крупной олигархии. Очевидно, что такая политика государства далека от общественных интересов.

В общем, партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ имеет чёткий план действий, которые нужно предпринять на первом этапе. А дальше – глубокая структурная перестройка российской экономики, возможная при смене экономической модели. И эта смена неизбежна, ведь та модель, которую сформировали либералы, себя уже изжила. Единственное, благодаря чему она ещё удерживается, это монополия на власть определённой элиты, не слишком дружественной к стране и мало заботящейся о том, что будет с российским народом после того, как экономика придёт к краху. Представители элиты все эти годы стелили себе на Западе соломку за счёт средств нашего бюджета, а нам придётся столкнуться с глубоким кризисом лицом к лицу. И чем раньше ориентированные на государственные интересы силы разрушат демократическими методами захваченную в собственность власть, тем меньше риск глубоких потрясений для России.

 

Константин Смолий 

 

для большого экрана