Ансамбль «Виртуозы Москвы» посетил Волгоград. Музыканты дали концерт для городских меломанов. А сам Владимир Спиваков провел мастер-класс для юных волгоградцев, только осваивающих владение струнными инструментами. Кроме того, маэстро пообщался с прессой.
О состоянии культуры
- Если у нас будут глупейшие законы в стране, как, например, роспуск 29 центральных школ, которые обучают детей балету, живописи, музыке, даже спорту, то ничего не получится, то мы потеряем все последнее. В общем, не так много людей осталось, которые еще что-то делают для того, чтобы сохранить градус нашей культуры. Иногда такое впечатление, что Николай Васильевич Гоголь вернулся в страну. Помните, у него в «Мертвых душах» такой магазин был, который продавал картузы и фуражки и назывался «Иностранец Василий Федоров»? Вот у меня впечатление, что очень много таких магазинов открыли. К Путину идут с такими вещами, как будто делать больше нечего Владимиру Владимировичу, как только обсуждать глупые вещи. Государственная поддержка всегда необходима. Еще Вольтер сказал, что слабость государства заключается не в деньгах, а в людях и в дарованиях, которые нуждаются в поддержке.
О критиках
- Если у Моцарта были завистники, то что обо мне говорить? Конечно, есть завистники. Это нехорошее чувство слишком закомплексованного человека, который сам ничего не может. Критики тоже есть такие, которые пишут: это так-то надо было сделать, это плохо было, я бы лучше сделал... В скобках всегда надо мыслить: если бы умел.
О семье
- На протяжении времени брак переживает разные моменты, правда? Это как волны такие. Надо не терять уважения и уважать личность другого человека. Если есть способность к самопожертвованию, значит, брак будет счастливым. Надо в себе это воспитывать, мне кажется. Самая большая радость – когда мы все вместе собираемся. Не так это часто бывает, когда все дети собираются вместе. Да, вот было шестнадцатилетие моей младшей дочери... Дети у меня живут в Париже. Мы собрались в маленьком ресторанчике всей семьей, с бабушкой, женой. У меня четверо дочерей и еще сын от первого брака, но он не успел приехать, так что мы женским составом сидели. Дети все получили подарки, а именинница — особенный. И в конце средняя встала и сказала, что от имени всех детей, мама, папа и бабушка, мы хотим вам сказать, что мы очень счастливы жить в вашей семье. Значит, все не так плохо, хотя я, в каком-то смысле, конечно, заочный отец и мучаюсь от этого часто, скучаю и переживаю. Но раз в 2 дня точно созваниваемся. Так что гонорары почти все уходят на оплату телефонных разговоров.
О загранице
- Я играл однажды с великим дирижером Клаудио Аббадо. В Америке это было. И вдруг оркестр встал и ушел, а мы с ним одни остались. Оказывается, у них время отдыха. Вот так, 12 минут второго. И есть человек ответственный, человек-часы. Как человек-паук есть, а это — человек-часы. Все, он дал команду — весь оркестр ушел. Стоит гений перед ними, Клаудио Аббадо — никакого значения не имеет. И вот он налился краской, просто красный стал, как помидор. Но я не остановился, я продолжал играть, а он продолжал мне дирижировать. Мы вдвоем закончили концерт, он меня обнял и сказал: «Ну после этого можешь называть меня не маэстро, а просто Клаудио». Было это лет 15 тому назад, я уж и не помню. Во Франции тоже бывает, что не хочется играть. Вы знаете, когда совести мало у музыкантов, когда они успокоенные, у них стабильные зарплаты, у них стабильные места, они знают, что их выгнать не может никто, там законов тьма-тьмущая, нам даже не снилось, сколько у них там законов по этим вопросам. Вот они равнодушные. Это вообще грех большой. Самый большой, наверное. Поэтому я со считанными оркестрами работаю, во Франции в частности. В России я такого не встречал.
О популярности
- Гюго сказал замечательную вещь, что «популярность — это слава, разменянная на медяки». К этому я не стремлюсь. Просто, как после хорошего обеда есть чашечка кофе, десерт, сигарета, «Бейлис» – кто что любит, так и здесь. Люди поработали душевно — это же душевная работа, когда человек слушает, правда? Он в себя заглядывает, попадает в другие миры, вообще в космос, а потом — вот она жизнь. Жизнь прекрасна, в общем-то.
О счастье
- Мы ощущаем счастье только тогда, когда мы слышим его удаляющиеся шаги. А есть такой смешной гарик у Игоря Губермана:
На свете столько разных вероятностей,
внезапных, как бандит из-за угла,
что счастье – это сумма неприятностей,
от коих нас судьба уберегла.
О том, что такое успех
- Работа. Тяжелая работа, которая в конце должна стереть ее следы. Жизнь — это стремление к самосовершенствованию так или иначе. Каждый человек хочет что-то сделать лучше. Завтра он сделает лучше, чем сегодня, а может, и послезавтра удастся что-то сделать.
О дуэтах
- Если бы был жив Меркьюри, я бы с удовольствием выступил бы с ним. Стинг тоже мне нравится. Тем более, что он замечательно поет одну песню, которая связана с произведением Прокофьева «Поручик Киже». А так... Ну я не большой поклонник этого. Тут много компонентов должно сойтись: импресарио, агенты... Деньги, во всем же замешаны деньги, черт бы их побрал.
О времени
- Самое трудное — недостаток времени. Знаете, Бродский, когда смотрел на бегущую Неву, думал, что вот так, как вода скользит, как ветер между пальцами проходит, вот так время ощущается. Не угнаться за ним никак. Оно все время впереди. Это трудность.
Об одежде
- Честно признаюсь, вот это купила мне жена. Сам я не «тряпичник», честно могу вам признаться. Детям своего фонда покупаю. Особенно в Америке люблю покупать, потому что там дешевая детская одежда, можно многих детей одеть. И достаточно хорошая и красивая, дети радуются. Мы с директором нашего оркестра Григорием Ильичом ходим вместе и выбираем детишкам нашим. Особенно таким, из бедных семей. Я вспоминаю, приехал как-то ко мне один мальчик показываться в Москву из города Липецка. Я его спрашиваю: «Что ты хочешь?» Он говорит: «Я хочу стать «спиваковцем». Я говорю: «Сыграй что-нибудь, что ты хочешь сыграть». Он говорит: «Мазурку Шопена хочу сыграть». Изумительно сыграл мазурку Шопена. Так тонко, просто замечательно. Ну я говорю: «Нормально все, стал «спиваковцем», передай привет родителям». А он говорит: «А у меня только мама, папы нет». И я вижу, что он одет бедно так очень. Ну я, конечно, ничего не сказал, но как-то в душе мальчишку этого сберег. И вот мы были в турне с «Виртуозами», зашли в магазин детский. Чемодан пустой уже наготове, мы туда все это складываем. Я говорю: «Помнишь этого мальчишку из Липецка? Давай ему подберем что-нибудь». И вот мы стали ему выбирать куртку, остальное. И все получилось в этом магазине с черепахами, можете себе представить? Куртка с черепахой, свитер с черепахой, ремень какой-то с черепахой. И послали мы ему в Липецк. Получаю я письмо: «Дорогой Владимир Теодорович! Спасибо вам огромное! Я был так счастлив это все получить!» И фотография: он стоит, а у него живая черепашка на ладони.
О планах
- Я не очень люблю говорить о проектах, я постепенно двигаюсь. Жизнь — это сумма мелких движений.