Главная / Новости / Политика /
Медведев трижды не согласился с Путиным
27 декабря 2010 г.

Президент России Дмитрий Медведев в интервью трем российским телеканалам подвел итоги года, ответив на вопросы руководителей этих СМИ. В центре внимания были в основном «медведевские» темы: модернизация, политика в области детства, борьба с коррупцией, закон о полиции и т. д. Однако нынешнее общение стоит выделить из всех последних выступлений Медведева и даже квалифицировать как одно из важнейших политических событий последних двух лет.

Пожалуй, впервые за все время президентства президент публично не согласился с премьер-министром и трижды раскритиковал его позицию.

Расхождения в стилистке, риторике между Путиным и Медведевым были всегда. Были моменты, когда оба лидера придерживались разных точек зрения. Однако они всегда были в той или иной степени совместимы, а разногласия основывались на наличии объективных условий. Например, можно вспомнить ситуацию вокруг инициативы Путина вступать в ВТО Таможенным союзом. Вскоре решение было пересмотрено, что диктовалось просто невозможностью реализации предложенного премьером сценария. Прямого диссонанса в оценках не было. Более того, оба лидера пытались свести к минимуму расхождения: Медведев говорил о важности координации процессов интеграции в ВТО всех трех стран, а Путин признавал, что вступление России в ВТО остается приоритетом. Другой пример – это предложенное Путиным «слияние» «Нафтогаза» Украины и «Газпрома». После очевидно негативной реакции украинской стороны, Медведев дал понять, что правильнее вести разговор о создании СП. Иными словами, была бы возможность, Медведев с радостью бы «поглотил» «Нафтогаз» - это из разряда «вечной мечты» России. Опять же прямого несогласия Медведева с Путиным, по сути, не было. Проблема была в окне возможностей.

Сейчас произошло нечто совершенно иное. Медведев прямо и однозначно выступил противоположно позиции Путина и, не называя его прямо, раскритиковал его. Это касалось трех тем.

Первая тема – ситуация вокруг Егора Бычкова, который был условно осужден за принудительное лечение наркоманов. Осуждение вызвало бурную реакцию правозащитников. И недавно в рамках «прямой линии» Путин очень четко выступил на стороне правоохранительных органов. Путин сказал, что наркоманию нужно лечить только в рамках закона. Любые другие методы лечения, в том числе насильственная изоляция людей, недопустимы. В конце глава правительства РФ добавил, что «мы не можем никому позволить незаконным образом лишать людей свободы, приковывать их наручниками, какими бы благородными целями эти люди не руководствовались».
Судя по тому, как Медведев отреагировал на ту же тему – он подготовился к ней очень тщательно. Сразу стало очевидно, что Медведев поддерживает деятельность Бычкова. Признав, как и Путин, что методы должны быть законными, он, однако, интерпретировал проблему совершенно иначе. «Конечно, насилие – это плохо, это вызывает возмущение. [Но] может быть… в ряде случаев нет никаких шансов иначе вытащить человека», - сказал Медведев. Он подчеркнул, что дилемма в данном случае выглядит просто: «Или смерть, или, может быть, какое-то насилие, или излечение». И далее Медведев почти прямо намекнул на Путина: «и об этом тоже должны помнить критики таких подходов».

Вторая тема, которая вызвала возмущение Медведева – это дело Ходорковского. Президент и ранее говорил о том, что государственные деятели не должны комментировать дело ЮКОСа. Однако впервые это так четко увязано во времени к тому, что сказал премьер в своей «прямой линии» и впервые так четко это звучит упреком Путину. Президент Медведев, комментируя в прямом эфире дело Ходорковского, сказал, что ни президент, ни иное должностное лицо не имеет права высказывать свою позицию по этому делу до вынесения приговора. Ранее дело Ходорковского прокомментировал в прямом эфире Владимир Путин, назвавший бизнесмена «вором», чья вина «в суде доказана» еще до вынесения приговора, который был перенесен на 27 декабря, то есть до формального признания его виновным в суде. «Считаю, что «вор должен сидеть в тюрьме».
 Наконец, третий вопрос, возможно, не столь очевидный, однако следующий из текущего политического контекста, касается националистического протеста. Президент заявил, что «власть должна быть сбалансирована» в оценках происходящего, «нельзя симпатизировать одной силе и осуждать другую». «В противном случае мы можем очень сильно напрячь страну», - сказал президент. Это выглядит также осторожным замечанием премьеру, который недавно встретился с футбольными болельщиками и посетил могилу убитого Егора Свиридова. Основные высказывания премьера при этом были направлены в сторону профилактики этнической преступности, высказывания по поводу растущей ксенофобии были крайне мягкими. Обращаясь к болельщикам, он заявил: «Вы должны воспринимать это [убийство Свиридова] как атаку против вас всех, вне зависимости от места жительства, национальной или религиозной принадлежности».

Нынешнее интервью президента интересно тем, что впервые Медведев продемонстрировал публичное раздражение позицией премьера, подтверждающее идеологические разногласия по политически значимым вопросам. Пока это периферийные вопросы для режима в целом, а по ключевым вопросам, судя по всему, оба участника тандема солидарны (и даже, возможно, их позиции сближаются по стилистке, что показали слова президента о политической реформе). Однако проблемы начинаются не тогда, когда два лидера в чем-то не согласны друг с другом, а тогда, когда появляется негативное эмоциональное раздражение «по мелочи» и принципиальность в отставании своей позиции. Причем хуже всего, когда такая принципиальность становится обоюдной.
По материалам сайта krivoe-zerkalo.ru

для большого экрана